Заливка баббита – изготовление, восстановление подшипников и вкладышей газопламенным напылением

Заливка баббита

Заливка баббита

Заливка подшипников баббитом иногда напоминает лотерею. Вскроются ли каверны? Не обнаружатся ли твердые включения, которые приведут к повреждению вала при эксплуатации. Газопламенное напыление баббита — испытанный способ производства и ремонта подшипников, не только исключающий брак, но и повышающий качество работы подшипника.

Баббиты — это специальные сплавы на основе олова с добавками свинца и других металлов. Они названы по имени американского изобретателя И. Баббита.

Такие сплавы обладают высокими антифрикционными свойствами, т.е. низким коэффициентом трения. Их используют для заливки вкладышей подшипников скольжения. Характерной особенностью баббитовых сплавов является то, что они представляют собой

пластичную массу с равномерно вкрапленными твердыми кристаллами, которые служат опорными точками для шеек валов и при неравномерной нагрузке вдавливаются вглубь мягкой основы. Давление вала на вкладыш в этом случае равномерно распределяется по

всей поверхности скольжения, что позволяет подшипнику выдерживать большую нагрузку.

 

Твердость баббитов всегда меньше твердости материала шейки вала, поэтому поверхность баббитового подшипника подвергается более интенсивному износу.

Основными показателями работы баббитовых подшипников являются низкий коэффициент трения и гетерогенность структуры. Роль баббитовой заливки в упорных и опорных подшипниках различна. В опорных вкладышах баббит играет роль антифрикционного материала, эксплуатируемого в режиме полусухого трения. В большинстве упорных подшипников сегменты расположены в масляной ванне, и режима полусухого трения практически не возникает. Износ баббитовой заливки вызывает увеличение радиального зазора в подшипниках и появление при работе двигателя глухих металлических стуков; чтобы устранить этот дефект, производят перезаливку баббита или замену вкладышей.

Толщину баббитовой заливки в принимают обычно 3 — 6 мм для чугунных, 2 — 4 мм для стальных и 0, 5 — 3 мм для бронзовых вкладышей. Меньшие значения относятся к диаметрам валов порядка 50 мм, большие — к диаметрам валов 150 — 200 мм. Ширину и количество пазов выбирают по конструктивным соображениям. Толщина заливки определяется из расчета, чтобы в случае перемещения ротора, при расплавлении баббита, не произошло задевания его за диафрагмы. Отставание баббитовой заливки и трещины на ней не допускаются.

Заливка подшипников баббитом не является простым делом. Разные баббиты имеют разные свойства. Каждый из них требует точного соблюдения режимов плавки и заливки. Строгое соблюдение всех технологических требований дает возможность получить подшипники скольжения более высокого качества. Такую качественную заливку можно получить только на оборудовании, которое специально спроектировано для этих целей.
Удаляют изношенную баббитовую заливку путем нагрева вкладыша в горне ( в противне) лампой или газовой горелкой с тыльной стороны вкладыша до 240 — 260 °С, что соответствует началу его размягчения. В результате удара вкладыша о плиту баббит легко отстает.

Типичной для современных российских условий является повторная заливка удаленного баббита с добавлением небольшого количества нового материала. Именно это и приводит к большинству типовых проблем — посторонние включения, окислы, каверны, пустоты и расслоения, которые ведут к снижению коэффициента трения, преждевременному выходу из строя подшипникового узла, аварийной остановке механизма.

Газотермическое напыление баббита и спрабаббита не только позволяет обеспечивать равномерный слой баббита без окислов, каверн и посторонних включений. При напылении в баббитовом слое создаются микропоры, которые удерживают масло и снижают коэффициент трения, выделяясь при увеличении температуры в полусухом и сухом режимах.

Опыт, накопленный подразделениями ЗАО «Плакарт»  показывает, что газотермические покрытия можно успешно применять при восстановлении и производстве баббитовых и бронзовых подшипников вместо заливки.